Климовка

По документам Ачинского архива – 28 марта 1907 года в Большеулуйскую волость прибыли 2 семьи, которые поселились на переселенческом участке Климовский. Он располагался на левом берегу Чулыма. Они и стали основателями современной деревни Климовки.

Это были семьи двух братьев Виктора Корниловича и Лукьяна Корниловича Манкевичей. Прибыли они из Виленской губернии. Известно, что старшему брату Виктору было 48 лет. У него была жена Анна 45 лет, сыновья Осип- 19 лет и Виктор- 11 лет, дочери Прасковья -17 лет, Евдокия- 14 лет и Любовь- 9 лет. Младшему брату – Лукьяну было 41 год. Вместе с ним прибыли его жена 47 лет, дочь Лиза 17 лет, и 5 сыновей от 13 до 2 лет. Таким образом, в момент приезда в Климовку в обеих семьях было почти одинаковое количество людей, но земельный надел был больше у семьи младшего брата, так как земля выделялась по количеству лиц мужского пола.

Хотя первые жители появились в Климовке в 1907, нужно сказать, что еще в 1903, здесь намеривались поселиться переселенцы из Минской губернии, всего 17 семей. Но никто из них сюда так и не прибыл. Наверное, они нашли более лучшее место для житья на просторах Сибири.

Уже с начала века было известно, что в будущей деревни будет проживать не более 68 лиц мужского пола, включая младенцев грудного возраста. А сколько будет проживать женщин – не имело значение.

А 16 ноября 1907 года прибыл в Климовское еще один переселенец Алексей Тихонович Творогов из Казанской губернии. В январе 1908 года приехала семья Кротовых из Калужской губернии.

Весной 1908 года нужно было разрабатывать целину. Первый плуг от склада переселенческого участка по цене 22 рубля 25 коп. в счет ссуды получил Творогов, затем семья Манкевича и Кротова. Этими плугами и были пропаханы первые борозды.

Летом переселенческий участок Климовский пополнился новыми жителями из Черниговской и Виленской губерний. Но большинство жителей были из Виленской губернии, как ее первые основатели. Зашумела работа в деревне. Строились новые избы, расчищались земельные участки. В феврале 1909 года из той же Виленской губернии прибыло семейство Анания Августовича Коношонка. А в ноябре вернулся с военной службы сын Лукьяна Манкевича – Виктор. Вместе с ним приехал еще один сын Лукьяна – Гавриил. Он стал первым летописцем деревни.

Благодаря ему, нам более подробнее известно о первых годах деревни Климовки.

Как устроились переселенцы на новом месте? Трудно сказать, так как в документах об этом мало сведений. Наверное, жили в землянках, готовили лес для строительства домов. Так, в мае 1907 года переселенцы из Климовки взяли первую ссуду – по 30 тысяч рублей у крестьянского начальника на домоустроительство. В первое лето проживания в Сибири, нужно было построить два дома и подготовить земельные наделы под посев. И переселенцы упорно трудились до снегопада.

В лесу собирали черемшу, черную и красную смородину, черемуху, малину, на болотах клюкву. Осенью заготавливали кедровый орех, собирали грибы. Неподалеку протекал Чулым, богатый рыбой, из которой готовили уху.

После статистического исследования 1893 года в населенных пунктах района было 1006 хозяйств, проживало всего 5255 человек, из них 2704 мужчин и 2551 женщин. На 1 крестьянский двор приходилось по 28,6 десятин земли, а на 1 душу мужского пола – 7,5 десятины.

Говоря о развитии деревни Климовки можно привести статистические данные. Так на 01.01.1911 года в деревне было 18 дворов, в них проживало 56 лиц мужского пола и 46 человек женского пола. Удобной земли было 1029 десятин, неудобной земли – 2890 десятин.

Более подробные сведения о Климовке есть за 1917 год, когда проводилась Всероссийская перепись. В деревне было 20 хозяйств, проживало 83 мужчины, из них 35 трудоспособных и 60 женщин, всего 143 человека. Десять хозяйств в деревне не пользовались наемным трудом.

В одном хозяйстве двое мужчин занимались промыслами, остальные сельским хозяйством.

Только два хозяйства были без рабочих лошадей. Дойные коровы и другой скот были во всех хозяйствах. Лошадей было 48, из них – 37 рабочих и 6 жеребят. КРС-72 головы, в т.ч.дойных коров – 46, телят до 1 года – 8 шт. овец и коз – 87, свиней и поросят -58. Только одно хозяйство было без посева, озимой ржи было засеяно 18,1 казенных десятин, пшеницы яровой и озимой – 8,2 десятин, 8,3 – овса, другие культуры – 10,5 десятин. Всего под посевами было 45.1 десятины земли. 20 десятин числилось под парами. Площадь выкашиваемых посевов составила 135,4 десятины, еще 1 десятину покоса общество арендовало.

01.08.1914 года, когда уже раздавался гром орудий I-ой мировой войны, в журнале «Сибирская деревня», который выходил в Красноярске, была опубликована статья Гавриила Манкевича- жителя Климовки. Она была помещена в разделе «Вести с мест» и носила заголовок «Почему мы бедны?» Из этого факта следует, что среди деревенских жителей были грамотные люди. Библиотеки в деревне не было, но некоторые из жителей выписывали газеты и журналы, предназначенные для крестьян.

В этой статье автор попытался проанализировать ситуацию, сложившуюся в деревне, и сделал это грамотно. Объясняя причины бедности своих земляков он писал, что все жители деревушки отличаются трудолюбием и ненавидят пьянство, т.е. сами крестьяне не виноваты в создавшемся положении, и по словам автора, он знает о мерах по борьбе с пьянством, которые вынуждено было принять царское правительство под давлением общественного мнения в 1914 году, и он сам сторонник трезвого образа жизни. Далее он продолжает: «Благодаря постоянному труду крестьян, появились на участке значительные поляны, засеянные хлебом…» и это на тех участках, где когда-то стоял горелый лес, росли деревья. Люди ждали хорошего урожая, но так и не дождались. Даже озимая рожь, созревала поздно. Ржаной хлеб – главная пища деревенских жителей, имел черный цвет и был не очень приятен на вкус, а пшеничного хлеба ни в одном году так и не дождались.

Чтобы объяснить постоянные неурожаи на участке, Гавриил Манкевич описывает его местоположение: «он занимает пространство между реками Чулым и Ларюшкино и простирается на 9 верст в длину и до 4-х в ширину, содержа в себе удобной земли лишь на 20 домохозяев (68 долей по 15 десятин) и заключая в себе вдвое больше болот, чем твердого грунта». Эти болота давали много испарений, которые охлаждаясь по ночам, губили незрелый хлеб, тогда как в окрестных селениях он вполне вызревал.

Крестьяне, заметив вредное влияние болотных испарений на урожай, подали просьбу об осушке болот. Но их просьба осталась без ответа. Не находя другого выхода, крестьяне решили выселиться на хутора. Летом 1914 года началась работа по размежеванию. При выделении хуторов обнаружился недостаток удобной земли в 150 десятин, в той части участка, где должны были селиться хуторяне. Скорей всего это было следствием ошибок землемера, обмерявшего участок в 1902 году при его образовании.

Недостаток решили ликвидировать простым способом – отнести его на общественный счет, сохранив при этом 15-десятинную норму для хуторян.

Этим решением были очень обеспокоены крестьяне, которые решили оставаться в общине. Им земли должно было остаться меньше, чем по 15 десятин на душу. Измерять весь участок крестьяне не согласились, потому что «не в состоянии дать требуемых землемером рабочих». Жителей в деревне было не много, и работы по обмеру земли могли затянуться на страдное время. Таковы были факты из опубликованной статьи.

Жители деревни, благодаря столыпинскому размежеванию и мерам по ликвидации общины были поставлены на грань разорения.

С 1911 по 1916 в деревне появилась одноклассная школа Министерства просвещения.

Состав жителей постоянно менялся. В 1915 году был исключен из участка согласно приговору общества и уехал обратно в Казанскую губернию Творогов А.Т., один из первых жителей деревни.

А семья одного из братьев Манкевичей, основателей Климовки – Лукьяна, в полном составе в мае 1919 года уехали в Приморскую область.

Сельским старостой до революции избирался И.В. Анищенков. Как мы помним большинство жителей деревни были из Виленской губернии, ныне Вильно- г. Вильнюс, столица Литовской республики.

Таким образом, жители Климовки по национальности литовцы. Сюда в Причулымье они несли высокую культуру земледелия, показали здесь образцы трудолюбия, упорства при освоении целинных земель. Их потомки живут и трудятся, и по сей день рядом с нами и в других местах нашей огромной страны.