Татарка — Большеулуйская ЦБС

Татарка

На территории Большеулуйской волости были и другие поселения, которые , которые входили в состав Мелецкой Инородческой Управы. Из них можно выделить улус Верхнее-Улуйский (впоследствии деревня Татарка). Проживали здесь, как и в других улусах, мелецкие татары. Они к тому времени совершенно обрусели, говорили по-русски, и походили на русских крестьян. Главным их занятием были хлебопашество, рыболовство и звероловство. Всего Мелецких татар оставалось 1338 человек.

Есть документальное свидетельство о том, что в 1782 году, то есть примерно в то время, когда возник наш будущий райцентр, в Ачинском уезде было 1181 ясачных «иногородцев», как называли тогда в официальных документах местное население. Это и были чулымские татары.

Чулымские татары – этнографическая группа, впоследствии вошедшая в состав современных хакасов. Живут они в северной части Хакассии и в соседних районах. В образовании этой группы большую роль сыграли переселившиеся на берега Чулыма иртышские и барабинские татары, которые частично смешались с жившими здесь тюрками. К этой же группе относились и мелецкие татары, жившие в низовьях реки Чулым.

Чулымские тюрки, с которыми смешались татары, проживали когда-то между верхней Обью и Енисеем, но постепенно под напором джунгар и киргизов переселились на р.Чулым, здесь они привыкли к постоянным жилищам, а реку назвали Чум, то есть постоянное место жительства. До этого Чулым называли Июсом, по слиянию двух рек. Черного и Белого Июсов. Впрочем, это только один их вариантов толкования откуда берет название одна из красивейших рек Сибири. Но вопрос о происхождении и толковании главных географических наименований Большеулуйского района еще нуждается в дальнейшем изучении.

Необходимо более подробно остановиться на описании жизни и быта этой группы коренного населения Сибири.

Их дома представляли жалкие хижины, двери которых были направлены на восток. Строительными материалами для жилья служили жерди, земля, камыш и другие легко добываемые материалы.

Оконные отверстия зимой заделывались льдом или налимьей шкурой. Внутри вдоль стен располагались широкие скамейки, а посредине или сбоку – очаг для приготовления пищи. Постелью служили береста, а накрывались своими одеждами. Детей чулымские татары укладывали в берестяные корзиночки, дно и стены, которых закладывали шкурами животных, затем на дно насыпалась труха, гнилушки, которые поглощали выделения детей. Мужчины и женщины носили рубахи и штаны, которые они сами ткали из крапивы. Летом они ходили в коротких халатах, зимой в шубах из овечьих шкур. Главным их занятием было рыболовство в реках и озерах Причулымья, которыми они занимались круглый год. Кроме этого охотились на разных животных и птиц.

Можно добавить, что «ясашные» были по своему характеру гостеприимными, миролюбивыми людьми. Как и многие коренные народности Сибири, чулымские татары практически не знали крепких спиртных напитков до прихода русские. Этим пользовались купцы, которые спаивали «ясашных» и скупали у них пушнину за бесценок.

Некоторый потомки чулымских татар живут на территории Ачинского, Бирилюсского, Большеулуйского районов.

Основатели, поселившись при впадении р.Улуйки в Чулым, обеспечивали себя зверьем, птицей, рыбой на богатых речных и лесных угодьях, так как на правобережье Чулыма были заливные луга и черноземные пахотные земли. За годы совместной жизни русские служилые люди многому научились у чулымских татар и переняли у них некоторые навыки в охоте, рыболовстве и в других промыслах.

В 70-х годах X1X века в Верхнеулуйском улусе числилось 7 кочующих инородцев, которые платили ясак суммой 5 рублей 16 коп. Им был выделен надел в 57 десятин. В 1911 году в улусе было 17 хозяйств, проживало 31 муж. пола 40 женского пола. Впоследствии, когда инородцы совсем обрусели, управа была упразднена, а улус Верхнеулуйский стал деревней Татаркой. Несомненно, жители улуса оказали определенное влияние на жителей соседней деревни Александровки – научили навыкам сбора кедровых шишек, ловли рыбы и т.д.